Как правильно составить резюме
Резюме – это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и др., кандидата для найма на работу. Самохарактеристика специалиста, нанимающегося на работу.
Резюме необходимо для собеседования с работодателем.
Структура резюме:
• ФИО
• Личные данные
• Цель
• Образование
• Профессиональные навыки
• Опыт работы
• Дополнительные навыки
• Личные качества
• Хобби
ФИО
Напишите в качестве заглавия свою фамилию, имя и отчество и выделите их более крупным или жирным шрифтом. Указываем дату рождения, номера телефонов и адрес электронной почты. Если Вы гражданин другого государства – есть смысл указать и гражданство. Уместно указать свои координаты в программах для общения: например Skype. Частой ошибкой является указание аккаунтов в социальных сетях – указывать свои координаты в Одноклассниках, в ВК, FB категорически не рекомендуется.
Подробный домашний адрес указывать не обязательно. Можно ограничиться названием вашего района или ближайшей станции метро.
Цель
Может показаться, что написание цели в своем резюме является сложной задачей. На самом деле, все предельно просто - в этом разделе указывается информация о том, на какую должность вы претендуете или кратко описывается та работа, которую вы ищете. Вот и все! Главное – написать эту информацию четко и без использования размытых фраз.
Кроме того, вы можете указать сферу, в которой вы желаете работать. Например: Соискание должности бухгалтера в производственной компании. Или соискание должности бухгалтера в сфере торговли.
Также есть варианты написания, которые не рекомендуется использовать. Из них можно привести такой пример: "Получить интересную, высокооплачиваемую работу в крупной стабильной компании с перспективой карьерного и профессионального роста". Ни о чем конкретном работодателю данная цель не говорит.
Образование
В разделе "Образование" пишется:
• Год поступления и окончания учебного заведения, его полное наименование и город, где он находится.
• Далее указывается факультет, специальность, указанная в дипломе, и квалификация.
• Если образований несколько – укажите их в обратном хронологическом порядке. То есть первым пунктом раздела «образование» указывается последнее по времени место обучения.
Например:
2013-2015 гг., Лицей «Технологии озеленения», диплом ландшафтного дизайнера
2005-2013 гг., Школа №1, аттестат
Также вы можете указать дополнительное образование. Это курсы, профессиональные тренинги, семинары, полученные сертификаты и свидетельства. Но совсем не обязательно перечислять все, что вы когда-либо посетили. Укажите только то, что, на ваш взгляд, будет полезным в работе, которую вы ищите. В обратном хронологическом порядке укажите, год окончания, продолжительность, название курсов и организацию в которой проходило обучение.
Профессиональные навыки
Твои навыки – это выжимка из опыта соискателя. Работодатель должен понимать, что вы умеете делать как специалист. Если у вас пока нет опыта работы, то в данном разделе надо указать, какими навыками вы овладели в процессе обучения. В этом разделе указываются все навыки и умения, соответствующие вакансии, на которую составляется резюме. Основная задача списка умений – показать, что вы идеально подходите под требования вакансии. Изучите требования и обязанности вакансий, это поможет правильно написать профессиональные навыки и умения в резюме. Чтобы провести такой анализ, достаточно найти 5–7 интересных вакансий и внимательно их изучить. Хорошие формулировки из описания вакансий можно использовать у себя в резюме. Но, разумеется, только в том случае, если это правда.
Если навыков указано мало, сложится ощущение, что вы не специалист. А если перечислите слишком много, будет сложно читать резюме. Мы рекомендуем указывать 6–9 профессиональных навыков в резюме. Это оптимальное количество, которое легко читается и которого рекрутеру достаточно для понимания, что вы умеете.
Опыт работы
Опыт работы - это основной раздел. В нем описывается трудовая деятельность соискателя. В обратном хронологическом порядке укажите предыдущие места работы, начиная с последнего.
Каждое место работы описывается в следующей последовательности:
• период работы (месяц и год начала работы – месяц и год увольнения),
• название и сфера деятельности компании,
• должность (их может быть несколько),
• перечень обязанностей.
• При желании, тут можно подчеркнуть свои основные достижения и положительные результаты работы.
Указывайте и такие места работы:
• работа без официального оформления,
• сезонная работа,
• работа не по специальности.
Если у тебя не было вообще никакого опыта работы, укажи в резюме по той же схеме данные о своей практике, которая проходила в рамках твоего обучения в училище, колледже, лицее. Например: 2015 г., практика на базе Завода «Огонек», должность – слесарь … разряда, обязанности: изготовление инвентаря для уборки.
Дополнительные навыки
Данный раздел, как правило, состоит из следующих подразделов:
• специальные навыки,
• знание языков,
• навыки работы с компьютером.
Специальные навыки
Как правило, тут указывают информацию о наличии водительских прав. Например: водительские права категории «В». Опыт вождения – 8 лет, личный автомобиль. Также можно указать и другую информацию: например, навыки набора текста «слепым» методом: кириллица – 200 зн./мин., латиница – 120 зн./мин.
Знание языков
Тут все предельно просто: сначала укажите ваш родной язык, а затем перечислите те иностранные языки, которыми вы владеете. Соответственно, укажите уровень знаний по каждому из них: базовый, разговорный, свободно, владею в совершенстве. Не пишите фразу "перевожу со словарем". Иностранный язык с таким уровнем владения лучше скромно не упоминать.
Практические знания иностранных языков существенно повышают шансы соискателей найти достойную работу. Как правило, это работа в международных компаниях, или компаниях которые занимаются внешней экономической деятельностью.
Навыки работы с компьютером.
Если вы не заядлый компьютерщик, а обычный пользователь, то лучше данный раздел начать с фразы: «На уровне опытного пользователя» или «Уверенный пользователь». Дальше перечислите названия программных продуктов, приложений и операционных систем с которыми вы умеете работать. Например: офисные приложения такие-то, бухгалтерские программы такие-то, графические редакторы такие-то и т.п. Завершить этот список можно фразой про то, что вы умеете работать с Интернетом, электронной почтой, офисной мини-АТС и оргтехникой.
Личные качества
Информация о личных качествах в резюме располагается в самом конце. После нее можно указать разве что только свои интересы и увлечения. Работодатели ценят: ответственность, внимательность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, самостоятельность, организаторские способности, ориентированность на результат, умение работать в команде, творческий подход, обучаемость, инициативность и высокую работоспособность. Но, конечно, можно и нужно упоминать и другие качества.
Лучше всего написать не более 4-5 пунктов, наиболее важных для конкретной должности.
Внимание! Одни и те же личные качества человека в одной ситуации могут оказаться достоинством, в другой – недостатком. Также многое зависит от должности, на которую вы претендуете. К примеру, лучшие деловые качества промоутера и лучшие деловые качества бухгалтера могут сильно отличаться друг от друга. Как же определить, какие важные профессиональные качества личности следует указать в резюме? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте самого объявления об открытой вакансии. Менеджеры по персоналу иногда перечисляют там требуемые профессиональные и личные качества работника, которого они хотят видеть на этой должности.
Интересы и увлечения.
Хобби – это увлечение, то чем человек занят в свободное от работы или учебы время. В первую очередь следует указать хобби, связанные с должностью, на которую вы претендуете. Менеджер по продажам может упомянуть, что на досуге зачитывается книгами по психологии межличностных отношений, официант – что изучает блюда различных кухонь.
Подавляющему большинству работодателей понравится, если его сотрудник в свободное от работы время изучает иностранный язык или занимается каким-либо спортом. Если ты человек не слишком спортивный, можете просто написать, что вас привлекает здоровый образ жизни!
Разумеется, все это следует указывать, если это правда! Ведь все можно проверить. В целом работодателю нравятся люди, имеющие хобби, так как это означает, что человек умеет планировать свое время и находит возможность для саморазвития.